Мой малыш не говорит! Что делать?
Итак, с чего начать маме, чей малыш не разговаривает? Для начала нужно определиться, как именно не разговаривает ваш ребенок. Для этого рассмотрим варианты и критичный возраст, после наступления которого нужно активно помогать малышу развивать речь. Варианты:
— не произносит никаких звуков. Всё, что ему нужно, ребенок объясняет при помощи жестов. Критичный возраст – 11-12 месяцев;
— не произносит никаких звуков, всё объясняет при помощи жестов, но «мычит» (не «муууу», а просто «мммм»). Критичный возраст – 11-12 месяцев; — не произносит слова. Звуки есть («ааааа», «иииии», «ууууу», «ммммм» и т.д.). Критичный возраст – 1 год и 3 месяца;
— не произносит слова, но есть лепет («бабаба», «папапа», «мамама»), причем без конкретики на кого-то или что-то, т.е. в зависимости от ситуации «бабаба» – это бабушка, мама, больно и т.д. Критичный возраст – 1 год и 4 месяца;
— произносит лепетные слова с конкретным смыслом («баба» – бабушка, «мама» – мама, «кики» – кошка и т.д.). Нет глагольного словаря, т.е. если ребенку что-то нужно, он подходит к маме, говорит «мама» и показывает на чашку, никак не сопровождая действие речью. Критичный возраст – 1 год и 5 месяцев;
— лепетные слова + глагол. Пример: «мама ди» (мама иди), «мама ииии» (мама пить) и т.д. Критичный возраст – 1 год и 6 месяцев; — лепетные слова + глагол + существительное (как правило, в начальной форме). Пример: «мама, дай ап» (мама, дай мяч) и т.д. Критичный возраст – 2 года.
В зависимости от того, на какой стадии речевого развития ваш «речевичок», и строится работа логопеда по активизации речи. Начну с организации занятий. Занятия должны быть обязательно. Желательно с мамой и ежедневно. Время проведения занятия от 10 до 20 минут, в зависимости от возраста и концентрации внимания ребенка. Занятие должно быть насыщенным и разноплановым. Оно состоит из гимнастики на развитие общей и артикуляционной моторики, элементов массажа, активных игр и сенсорного компонента. На время проведения занятия мама становится суперспециалистом с очень сильным энергетическим зарядом.
В большинстве случаев речь малыша активизируется в момент сильной эмоции. Задача мамы создать такую ситуацию, при которой ребенок просто не сможет не заговорить. Причем под «заговорить» понимаем любой звук, которого у ребенка еще не было, либо любой звук, если ребенок не произносит ничего.
Структура занятия должна быть продумана до мелочей. Потому что малыш – это маленький, но человек, со своими желаниями и настроением. И данное упражнение он может именно сейчас не захотеть делать. В каждом занятии есть упражнения, которые выполняются постоянно, немного видоизменяясь, которые нужно сделать обязательно (развитие общей и артикуляционной моторики).
Рекомендую отслеживать результативность занятий либо в письменных записях, либо в видеоформате. Это нужно для того, чтобы увидеть динамику. А она обязательно будет. Посмотрев видео занятия прошлого месяца, сразу заметите разницу. Регулярные консультации с грамотным специалистом по формированию и развитию речи помогут сделать занятия с малышом интересными, а главное – результативными.